Как стать хорошим писателем – советы от классиков

     Здравствуйте, друзья! В предыдущей статье я делилась с Вами советами, как стать писателем и что для этого нужно. Сегодня же мы, основываясь уже не на моих советах, а на советах классиков, поговорим о том, как стать хорошим писателем, способным создавать произведения не «на один раз», а такие, которые через некоторое время захочется прочитать снова и искренне посоветовать его к прочтению другим. Конечно же, затронем и тему о том, как помочь таланту раскрыться и что делает любителя профессионалом.

как стать хорошим писателем

     Известно, что труженики пера были не только умнейшими людьми своих эпох, но и антирекламой своей профессии из-за легкомыслия и безнравственности творческого сословия, поэтому литераторство приобрело дурную славу, которая не способствует развитию искусства. На самом деле оно подразумевает под собой усердную мыслительную работу, которая требует ответственного и уважительного отношения.

 

Образ жизни писателя

     К сожалению, творчество редко связано с личной жизнью в плане счастья, поэтому талантливый и плодовитый писатель вне работы способен целенаправленно себя убивать: Бальзак ставил искусство выше своего здоровья, лишая себя сна и пищи, другие же издевались над собой ради удовольствия, как алкоголик Фицджеральд или наркоман Берроуз.

     Между этими двумя приоритетами должен быть соблюден баланс, чтобы они не посягали друг на друга и в то же время создавали гармоничный образ жизни, который уделяет время и развлечениям, и общению с друзьями, и работе. «Королева» детективного жанра Агата Кристи, написавшая более сотни произведений, относилась к писательству как хобби, которым она очень увлекалась, но никогда не жертвовала семейным очагом в угоду ему.

     Прежде чем распланировать день, следует выработать постоянный режим дня, который будет учитывать профессиональные, личные и, главное, биологические потребности. Его изменения, как и любая нестабильность, расшатывает дисциплинирующее постоянство и угнетает творческие способности, не давая им проявиться в полной мере.

 

График писателя

     Биологические ритмы людей разнятся, поэтому каждый вынужден вырабатывать свою программу. Важно не только определить ночной или дневной период активности, но и конкретные часы, в которых творческая энергия достигает пика, впрочем, если такого нет, достаточно будет просто выделить комфортный промежуток времени, когда вы сможете остаться наедине. График должен основываться на наблюдении за собой, поэтому не нужно ориентироваться на 5 часов работы, если такая продолжительность вас изнуряет и приводит в бездействие.

 

Сбор материалов

     Очевидно, что писатель далеко не всегда может основывать произведение на своей фантазии, но судя по возросшему количеству дешевой «мягкой» фантастической литературы, современная творческая «интеллигенция» убеждена в своих силах. На самом деле интеллект зависит от количества обработанной информации, поэтому чем больше человек эрудирован, тем шире его воображение.

     Если в чисто развлекательных жанрах автор может проявить себя только в качестве рассказчика, то в случае с серьезными произведениями документалистическая подготовка просто необходима. Перед написанием романа «Саламбо», действие которого происходит в Карфагене около 240 года до н. э., Гюстав Флобер решил основательно подготовиться. За год изучения самых разнообразных материалов, он не только изучил практически все исторические труды на эту тему, а это более сотни работ, но и искал взаимосвязи в произведениях античного мира, посвященных другим культурам, чтобы точнее передать атмосферу и менталитет тех времен, и даже отправился в Тунис на родину великой цивилизации.

     Запасаться материалом можно и другим способом. У Федора Достоевского был совершенно другой профиль, однако он не был бы таким мастером психологии, если бы он не проявлял интереса к объектам ее изучения. Несмотря на неспокойный характер, русский классик любил знакомиться с новыми людьми и при помощи беседы составлял их подробный портрет, который можно было использовать в книге.

 

Ежедневная норма писателя

     Ответственный писатель понимает свой долг перед профессией, поэтому уделяет ей должное внимание. Стивен Кинг отрабатывает норму в 2000 слов (в пересчете на русский 1600-1900) каждый день, невзирая на праздники, землетрясения и пожары. Во-первых, такой подход дисциплинирует и перенастраивает восприятие своих навыков, благодаря чему люди искусства меньше зависят от настроения. Во-вторых, установленный минимум в конце года даст существенный результат, например, 300 слов, которые побуждала писать Гертруда Стайн, в конце года превратятся в объемный роман, а продуктивность «Короля ужасов» позволяет издавать по книге в месяц.

 

Условия

     Вопреки распространенному мнению, что писатель должен куда-то поехать, чтобы начать работу, в большинстве случаев ему достаточно тихого уголка у себя дома, тем более, что информацию и впечатления можно почерпнуть из книг или интернета, а Рэй Бредбери, увлеченный процессом, мог работать и в окружении людей, не обращая внимания на разговор.
Майя Анджелу нуждалась в отдельном помещении и снимала номер в отеле, из которого выносились все отвлекающие излишества, однако не каждый может позволить себе арендовать офис для литературной практики. Тем не менее, есть и другие места, которые способны пробудить воображения, например, парк, кафе или даже машина, где любил сочинять Набоков.

 

Позиция

     Казалось бы, что привычный писательский набор мебели из стула, стола и освещения не нуждается в изменениях, которые вряд ли пойдут на пользу, однако ряд литераторов предпочитал работать в других условиях. Вирджиния Вулф писала стоя, используя маленький мольберт, Хемингуэй также печатал на машинке, которая стояла на библиотечном шкафчике. Трумен Капоте, напротив, занимался творческим процессом, лежа на диване с сигарой и чашкой кофе, как и Марк Твен.

 

Рабочие принадлежности писателя

     Автор «Миссис Дэллоуэй» пользовалась чернилами разного цвета, которые делали процесс работы более разнообразным и эмотивным, а Александр Дюма связывал с цветами бумаги целые жанры: для прозы он использовал голубые листы, стихи воплощал на желтой, а статьи писал на розовых.

     В наше время на вооружении у писателя появился компьютер, который отложил в сторону бумажные кипы с карандашами, при этом его редакторы могут приукрасить писательский процесс еще больше. Владельцы электронных «тетрадей» могут выбрать цвет текста и рукописный шрифт, закрасить белый фон страницы мягкими песочными оттенками, отмерять необычные отступления от полей и многое другое – все это преобразит привычную работу, а творчество любит нестандартные подходы.

 

Проверка качества

     По мере создания произведение необходимо дорабатывать. Это касается не только речевых ошибок, которые не обходят стороной никого, но и качества повествования: всегда найдется лишняя возможность, чтобы добавить описания того или иного события, направить сюжет в интригующее русло или сделать персонажей еще более живыми и естественными. В большинстве случаев достаточно оставить произведение на некоторое время и перечитать его, но есть и более интересные способы. Сценарист Аарон Соркин, известный по фильму «Социальная сеть», воспроизводил диалоги перед зеркалом, чтобы понять, насколько они реалистичные, и то же самое делал Достоевский, продумывая сюжетные хитросплетения. Взгляд со стороны не только способен показать, насколько ваше произведение не соответствует его вкусу, но и указать на объективные ошибки, поэтому он также является ценным инструментом.

lisavchuk.ru

Понравилась статья? Поделитесь ею в соц.сетях:


Подписывайтесь и вы всегда будете в курсе всех новостей сайта:


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016-2017 Елена Лисавчук — официальный сайт ·  Использование материалов без согласия автора и прямой индексируемой гиперссылки на сайт lisavchuk.ru запрещено